On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Зарегистрирован: 22.05.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.04.08 14:25. Заголовок: Народная медицина. НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ У БАШКИР


источник:
http://stat.bashedu.ru/vatandash_www/archive.htm
http://stat.bashedu.ru/vatandash_www/12002/index.htm
http://stat.bashedu.ru/vatandash_www/12002/203.htm

НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА
Эльза МИГРАНОВА,
научный сотрудник ИИЯЛ УНЦ РАН

НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ У БАШКИР
(по этнографическим данным)


Для лечения заболеваний у детей башкиры пользовались различными средствами: лекарственными травами, средствами животного происхождения, химическими веществами и минералами, применяли грязе- и теплолечение. В народной медицине башкир использовались и различные обереги, амулеты, а также заговоры, заклинания, молитвы и прочие действия, создающие при лечении обрядово-магический фон, с помощью которого достигался дополнительный положительный эффект.
Целью данной статьи является рассмотрение некоторых способов лечения детей с помощью пищевых продуктов, которым принадлежало особое место в арсенале лечебных средств. Широкому распространению этого метода лечения среди населения способствовала его доступность, относительная дешевизна, а также возможность применения его в домашних условиях.
Употребление доброкачественной пищи, богатой витаминами, и соблюдение правил гигиены при ее приготовлении само по себе было залогом здоровья. Полноценное питание способствовало достижению успеха в лечении болезней. Об этом гласят и башкирские пословицы: От плохой болезни — хорошая пища; Пища ценна не употреблением, а усвоением; Болезнь либо от голода, либо от чрезмерной еды и др. (1).
Лечением неосложненных заболеваний у детей занимались в основном матери, бабушки, ближайшие родственники; в более серьезных случаях прибегали к помощи муллы, иногда приглашали специальных лечцов — магов (арбаусы, кµрў¦ўсе, ноњотсо и др.), в качестве знахарки иногда выступала повитуха (кендек инўй).
Забота о здоровье ребенка начиналась еще до его рождения. Определенное отношение сложилось к рождению двойни или близнецов. Считалось, что они бывают слабее физически и требуют большого к себе внимания. Отсюда нежелание иметь двойню или близнецов. Это отразилось и в определенных обычаях, например, запрещалось есть яйцо с двойным желтком или двойные семена подсолнечника, чтобы не родить двойню (2). Питанию беременных женщин уделялось особое внимание — оно должно было быть достаточно калорийным, сбалансированным, с достаточным количеством витаминов. Необходимо было удовлетворять любые желания беременных женщин, связанные с пищей. В противном случае, по мнению башкир, ребенок мог родиться ущербным.
После родов женщине обязательно давали наваристый бараний бульон с измельченным сухим сыром (њорот) для восстановления физических сил. Послеродовые кровотечения останавливали следующим образом: кусок чистого войлока (желательно белого цвета) обильно смазывали жиром, нагревали над огнем и сажали на него роженицу, также давали внутрь немного топленого бараньего жира (3). Для лечения воспалительных процессов женской половой сферы пили кумыс или смесь кумыса с отваром ромашки.
После рождения ребенка обмывали кипяченой водой, в которую иногда добавляли коровье масло. Пупочную ранку новорожденному обычно обрабатывали коротом, иногда бараньим жиром или просто слюной. Ротик ребенку мазали медом и маслом, чтобы он был мягким и добрым к людям.
Башкиры считали, что ребенок вырастет крепким и здоровым в том случае, если он с первых дней жизни будет получать материнское молоко. Период кормления грудью был довольно продолжительным — до 2-2,5 лет. Дольше, по мнению башкир, кормить грудным молоком не следовало, иначе это могло отразиться на здоровье женщины — «ребенок начинает сосать кровь у матери» (4).
Для усиления лактации женщинам рекомендовалось есть супы из баранины или курицы, а также пить молоко или чай с молоком, различные отвары. Любопытный обычай, связанный с продуктами питания, был зафиксирован нами в Баймакском районе. Если кормящая мать, зайдя в чужой дом и увидев там какой-то аппетитный продукт или блюдо, не попробует его, то у нее, якобы, опухнет грудь и начнутся сильные боли, унять которые можно только съев аналогичное блюдо (5).
При недостатке молока у женщины ребенка прикармливали коровьим молоком, но лучшим для этих целей считалось козье молоко. Прикармливать детей начинали примерно с 9-10 месяцев, но некоторые женщины не давали ребенку дополнительных продуктов на протяжении всего периода кормления грудью. В качестве прикорма сначала использовали молоко, затем хлеб с молоком или маслом. Мясо подросшим грудничкам обычно не давали, чаще они просто обгладывали кости (6).
Для лечения многих заболеваний детей башкиры использовали молочные продукты. Особо целебным и полезным для маленьких детей, как уже отмечалось, башкиры считали козье молоко. Горячее цельное молоко (козье или коровье) с медом и маслом давали пить при боли в горле и кашле. Молоком лечили пищевые отравления, устраняли изжогу. Топленое масло назначалось как слабительное, противогельминтное средство при газовой колике (7). Отмороженные участки кожи смазывали сливочным или топленым маслом. От различных болезней ребенка мазали смесью пороха с топленым маслом, к грыже прикладывали растолченную в воде махорку с бараньим жиром или давали выпить немного вскипяченного бараньего жира (8).
Для лечения и профилактики желудочно-кишечных заболеваний детям постарше и подросткам рекомендовались кисломолочные продукты: катык, корот, особенно кумыс. Даже 3-4-летним детям давали не успевший перебродить кумыс (примерно суточной выдержки). Кумыс укреплял и оздоравливал детский организм в целом, делал детей крепкими и розовощекими. Кобылье молоко использовали для лечения целого ряда заболеваний: малокровия (анемии) и других болезней крови; желудочно-кишечных и бронхо-легочных болей, в особенности туберкулеза. Первые кумысолечебницы появились в XIX веке именно на территории Башкортостана. Современным ученым удалось доказать наличие в этом кисломолочном продукте природных антибиотиков и обосновать эффективность лечения кумысом. Хорошим лечебным средством считался напиток типа кумыса, приготовленный из козьего молока. По сообщению этнографа и врача Д.П.Никольского (XIX в.), «при лихорадке больному давали пить особый кумыс, который приготовляли иначе, чем обыкновенный. Наливали кумыс в бутыль, клали туда мед, изюм и корень какого-то растения и оставляли в прохладном месте на 2-3 дня, после чего настойку принимали внутрь» (9).
Высушенный сыр — корот, разведенный бульоном, у башкир применяли при простуде как потогонное средство, при жидком стуле у детей, для возбуждения аппетита при тошноте, при укусе змеи и, как уже отмечалось, в повивальном деле (10). К долго незаживающим ранам привязывали плесень, собранную с поверхности эркета — заготовки для сыра или теплый густой творог.
Для лечения бронхитов и пневмоний принимали внутрь сало животных, особо ценился медвежий и барсучий жир. В перетопленном виде он мог храниться в темном прохладном месте. При необходимости им растирали спину и грудь, небольшое количество горячего растопленного жира принимали внутрь. Медвежьим салом смазывали ушибы, раны, язвы и т.д.
Широко использовалась желчь (µт) животных. Считалось, что особой целебной силой обладает медвежья желчь. Ею натирали больную поясницу и суставы при ревматизме. Способ приготовления лекарства из медвежьей желчи описан у этнографа XIX в. Н. Казанцева: «Башкиры вырезали вместе с желчью желчный пузырь медведя и вывешивали его для копчения в дымовую трубу. При необходимости от него отрезали небольшие кусочки и принимали внутрь при боли в желудке» (11).
Ценился и считался целебным бульон из баранины и козлятины. Его рекомендовали людям с ослабленным организмом, роженицам, детям и пожилым. Еще большим лечебным эффектом, по мнению башкир, обладал наваристый бульон с разведенным в нем коротом. Считалось, что это средство помогает при малокровии и простуде. Действительно, горячий бульон вызывал обильное потоотделение и успокаивал лихорадку.
Для снятия головной боли к наиболее болезненному месту прикладывали нутряное куриное сало или смазывали его топленым (сливочным) маслом. Голубиное мясо рекомендовалось от коклюша, высушенная и измельченная в порошок слизистая оболочка желудка кур была средством лечения желчно-каменной болезни и гастрита (12). Сибирскую язву лечили, прикладывая к больному месту легкое, вынутое из зарезанного козленка (13). С помощью гусиного или конского сала зимой защищали лицо детей от мороза и ветра.
Дикорастущие съедобные травы, появляющиеся весной: борщевик, кислица, дикий лук и чеснок, щавель, крапива и др., а также березовый сок, который пили башкиры, восполняли недостаток витаминов в организме. В осенне-зимний период от гиповитаминоза башкир спасала мясо-молочная пища. Известен факт, что среди коренного населения края в предыдущие века заболеваемость цингой встречалась очень редко. Для профилактики авитаминоза башкиры употребляли зелень озимых хлебов. Несмотря на то, что в пищевой рацион башкир овощи проникли довольно поздно (в некоторых районах только во второй половине ХХ в.), уже в XIX в. они довольно успешно использовали их при лечении некоторых заболеваний. Так, Д.П.Никольский отмечает, что «сок редьки и вареный картофель применяли при лечении цинги» (14). Когда у ребенка распухали уши, к ним прикладывали размятый и завернутый в бумагу лук (15).
Особое место в народной медицине башкир занимает мед. Компрессы из меда применялись для лечения ран, фурункулов и т.д. Разведенный в воде мед помогал от головной боли, бессонницы, повышал иммунитет. Гипервозбудимым детям на ночь давали медовый раствор (1 ч.ложка меда на стакан воды). Известны случаи лечения ожирения с помощью меда. При сильном кашле к груди и спине прикладывались медовые компрессы.
У башкир нередко предпринимались попытки лечения «подобного подобным» (так называемая сигнатура). Например, человеку со слабым слухом рекомендовали есть уши животного; сердце крупного животного употребляли в пищу, веря, что будут иметь храброе и здоровое сердце; напротив, куриное сердце многие не ели, считая эту птицу трусливой. Желтуху старались лечить преимущественно растениями и продуктами, имеющими желтый цвет — яичным желтком, рыбой желтоватого цвета (щука, карась), отваром зверобоя или лепестков подсолнечника; краснуху — красными продуктами (ягодами) и т.д. На запястье ребенка повязывали три красные тряпочки, затем пекли хлеб и еще теплым его давали какой-нибудь бабке в качестве милостыни (16).
По поверьям зианчуринских башкир, человек, у которого что-то болит, должен съесть подобный орган медведя. Так, если болят ноги, необходимо было сварить и поесть кусочек медвежьей лапы (17). При тифах («горячей болезни», по выражению башкир), трудных родах, нервных заболеваниях муллы лечили больных по Корану, т.е. отыскивали в нем те места, которые подходили к указываемой болезни, выписывали эти изречения чернилами на тарелке или блюдце, затем смывали надпись водой и давали ее выпить больному (18).
Описанные способы лечения основывались, в первую очередь, на самовнушении и не имели под собой практической основы.
Пищевые продукты широко использовались в гигиенических и косметических целях. Для укрепления волос их мыли катыком, яичным белком или желтком; иногда готовили специальное моющее средство: в пахту, оставшуюся от приготовления творога, опускали яйцо, а после того, как оно полностью растворялось, этим составом мыли голову. Для того, чтобы волосы не выпадали и блестели, их смазывали маслом или сметаной. Катыком или сметаной протирали лицо; применяли также яичную или медовую маску. Подросшие девушки вместо румян использовали свеклу, а пудру заменяли мукой. Для того, чтобы кожа на всем теле была здоровой и чистой, в бане обмазывались медом или топленым маслом, а затем, пропотев, смывали их с себя и парились.
Для укрепления десен и зубов дети жевали перетопленную смолу хвойных деревьев или специальным образом приготовленную жвачку из бересты. Для профилактики кариеса детей заставляли чистить зубы солью или древесным углем. Для того, чтобы зубы и кости детей были крепкими и в организме не было дефицита кальция, детям и беременным женщинам давали измельченную яичную скорлупу или глину.
Описанными способами лечения башкирская народная медицина далеко не исчерпывается. В памяти народа хранится еще множество способов лечения различных заболеваний, начиная от простуды и до тяжелых раковых заболеваний. Секреты изготовления некоторых снадобий бережно передаются из поколения в поколение. Народная медицина в целом, а также применение в ней пищевых продуктов — это та база, на основе которой сформировалась научная медицина. В настоящее время не уменьшается интерес к народным способам лечения, так как в их основе лежат натуральные продукты. Официальная медицина не только подтвердила и обосновала целесообразность использования многих из них, но и сохранила их в своем арсенале.

Литература

1. Пословицы взяты из книги: Башкирское народное творчество. Т.7. Уфа, 1993.
2. Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир XIX-XX вв. М., 1991. С.89.
3. Никольский Д.П. Башкиры: Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. СПб., 1899. С.119.
4. Никольский Д.П. Указ.соч. С.122.
5. Полевые материалы автора, собранные в 1998 г. в Баймакском р-не.
6. Никольский Д.П. Указ.соч. С.122.
7. Гумаров В.З. Башкирская народная медицина. Уфа, 1985. С.40.
8. Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Указ.соч. С.113.
9. Никольский Д.П. Указ.соч. С.118.
10. Гумаров В.З. Указ.соч. С.39-40.
11. Казанцев Н. Описание башкирцев. СПб., 1866. С.51.
12. Гумаров В.З. Указ.соч. С.41.
13. Никольский Д.П. Указ.соч. С.121.
14. Никольский Д.П. Указ.соч. С.120.
15. Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Указ.соч. С.109.
16. Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Указ.соч. С.114.
17. Полевые материалы автора, собранные в 1999 г. в Зианчуринском районе.
18. Никольский Д.П. Указ.соч. С.117.


Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


администратор




Зарегистрирован: 23.05.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.04.08 16:49. Заголовок: http://www.vostokmed..


http://www.vostokmed.ru/vostanov/prod3.html Про кордицепс. проверено . один умник посоветовал. Ольга вам тоже для восстановления подойдет.

Но всегда стоит помнить, что принесённый на вершину - взошедшим не считается. Иной раз сам даже спуститься не сможет - убьётся.

Ты знаешь, что сегодня все будет хорошо)))
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор




Зарегистрирован: 23.05.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.04.08 17:11. Заголовок: Этот кордицепс есть ..


Этот кордицепс есть не только от тянь ши. его разные фирмы выпускают. В поисковике наберите Кордицепс.

Но всегда стоит помнить, что принесённый на вершину - взошедшим не считается. Иной раз сам даже спуститься не сможет - убьётся.

Ты знаешь, что сегодня все будет хорошо)))
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет