|
| |
Зарегистрирован: 22.05.07
|
|
Отправлено: 07.08.08 19:19. Заголовок: Проблемы фастфуда
Дмитрий Алексеев: Фастфуда не будет 6 августа 2008, 15:40 Главная общепитовская новость последних дней связана с началом войны между муниципалитетом Лос-Анджелеса и транснациональными монстрами быстрого питания. Нация фастфуда решила изменить свою карму? Для тех, кто слышит об инициативе властей Лос-Анджелеса впервые, вкратце напомню ее суть. Активный рост количества страдающих диабетом, ожирением и различными заболеваниями, связанными с неправильным питанием, мотивировал власти к решению наложить двухгодичный запрет на строительство и открытие новых заведений быстрого питания в районе Саус Централ (South Central). Площадь этой самой небогатой части города составляет около ста квадратных километров. При этом, по данным городского управления здравоохранения, до 30% ее взрослого населения страдают ожирением (в благополучных районах – около 19%). В то же время половина точек общепита в Саус Централ (а по некоторым данным, до 73%) приходится на классический фастфуд. «Борьба с голодом по формуле «гамбургер + картофель фри + кола» стала чуть ли не национальной идеей» По данным газеты The Christian Science Monitor, запрет направлен в основном против столпов американского, да и мирового, рынка быстрого питания – McDonald's, Burger King и Kentucky Fried Chicken. По мнению инициаторов, мера должна способствовать тому, что на место этих заведений быстрого питания придут другие ресторанные операторы с менее вредоносной для здоровья населения кухней. Примечательно, что о принятии столь радикальной антифастфудовской меры заговорили не в какой-нибудь помешанной на здоровом образе жизни Швеции или Дании, а на родине фастфуда – в Соединенных Штатах Америки. Поддержку концепции быстрого питания – т.е. сетевых ресторанчиков с безликими сотрудниками сервиса, высокой скоростью обслуживания, низкокачественными, но дешевыми по себестоимости продуктами, простыми в технологическом плане и лишенными национальных признаков блюдами – можно было наблюдать в стране восторжествовавшей демократии на протяжении уже более полувека. Борьба с голодом по формуле «гамбургер + картофель фри + кола» стала чуть ли не национальной идеей, поразившей умы и желудки американцев. Американское руководство предприняло не последнюю роль в пропаганде такого рациона питания. Еще бы, с точки зрения государства сложно придумать более простую, функциональную, недорогую и, главное, прибыльную доктрину обеспечения населения необходимым питанием. И вдруг на тебе – вспомнили о здоровом образе жизни. Очевидно, на фоне общеизвестных проблем, навалившихся на США в период правления Буша II, вопрос плохого здоровья среди самых широких слоев населения стал слишком обременительной строкой для бюджета (ожирение – вторая после курения причина смертности в США, а жесткие государственные меры против сигарет – уже давно привычная американская реальность). Безусловно, здоровье нации – вещь важная. С другой стороны, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что будет означать данный прецедент с точки зрения представителей бизнеса. А именно топ-менеджмента компаний, имеющих отношение к быстрому питанию (не только ресторанных групп, но и производителей и поставщиков продуктов питания и напитков, химических концернов, разрабатывающих новые «вкусы и ароматы», девелоперов недвижимости и т.д.). Понятно, что для последователей Рэя Крока (один из основателей McDonald's. – Прим. Авт.) данные рассуждения смерти подобны. Ведь если можно запретить открытие новых заведений фастфуда в отдельном районе, значит в теории возможно полное исключение быстрого питания из рациона обитателей определенной части города – исторического центра, зон непосредственной близости к школам, высшим учебным заведениям и т.п. А если возможно это, то почему нельзя создать территории, свободные от быстрой, но вредной еды (может быть, даже районы, города и целые страны)?.. Борьба с голодом по формуле «гамбургер + картофель фри + кола» стала чуть ли не национальной идеей. Согласен, звучит несколько утопично. С другой стороны, кто в 60-е мог поверить в той же Америке в реальность тех радикальных мер, которые сегодня развернуло против курильщиков и продавцов табачных изделий американское государство? Конечно, пока в России подобные рассуждения – не больше чем мысли вслух, не имеющие под собой почти никакой практической почвы; ведь в реальности мы можем наблюдать ровно обратную картину. Большинство развитых стран мира в той или иной степени пытаются противостоять развитию и хоть как-то ограничить фастфуд. У нас, наоборот, мало какой бизнес может конкурировать по скорости развития сетей и открытия новых точек с фастфудом. Еще лет десять назад жители большинства крупных российских городов даже не знали вкус гамбургера и картофеля фри просто по причине отсутствия сетевых заведений быстрого питания. Сегодня эти «блюда» становятся незаменимой составляющей рациона все большего числа наших соотечественников. При этом зайдите в любой McDonald's, и вы увидите там самый широкий срез общества. В том числе представителей основных групп риска – пожилых людей, беременных женщин, школьников и, конечно, счастливо запивающих колой гамбургеры и играющих фирменными игрушками детей (в том числе карапузов, которые только научились стоять на ногах). Заведения быстрого питания открываются не только на пересечении оживленных магистралей и в торговых центрах (на профессиональном языке – в местах высокого трафика), но и в спальных районах в непосредственной близости к школам, на территории университетов и т.п. Может, и нам пора вводить мораторий на фастфуд или сначала догоним и перегоним Америку по количеству ожирений на душу населения?.. P.S. Для тех, кто не видит особого вреда в распространении заведений быстрого питания и самой концепции фастфуда, советую взять в руки книгу «Темная сторона всеамериканской еды» (The Dark Side of the All-American Meal), написанную журналистом Эриком Шлоссером (Eric Schlosser). Автор потратил несколько лет на изучение системы быстрого питания. В книге вы найдете массу прелюбопытных фактов. Например, узнаете, что над созданием вкуса всевозможных разновидностей гамбургеров трудятся химические концерны (также работающие над созданием стиральных порошков, мыла, духов, средств для мытья посуды и т.п.) с засекреченным производством и списком клиентов. Что текучка кадров в сфере ресторанов быстрого питания составляет до 400%, а среднестатистический труженик фастфуда увольняется уже через четыре месяца. И о том, что многие работники фастфуда сами никогда не едят в своем ресторане, если только сами не приготовят себе порцию (многочисленные проверки и результаты видеонаблюдений показали, что многие подростки – сотрудники фастфуда лижут пальцы, ковыряют в носу, роняют продукты на пол и даже плюют и мочатся в еду).
|